25.03.2019 НХТ совместно с ЮУрГУ организовал лабораторию театральной критики
Новый художественный театр и кафедра русского языка и литературы ЮУрГУ организовали лабораторию театральной критики: мероприятие-полилог между актерами, студентами и преподавателями. Его “ядром” стали просмотр и обсуждение спектакля по рассказу А. П. Чехова “Скрипка Ротшильда” (реж. Игорь Бармасов). После показа только что отыгравшая труппа вышла к зрителям для открытого разговора. В первую очередь участники лаборатории поблагодарили артистов за тонкое и точное исполнение, за бережное и в то же время новаторское отношение к классике, за удивление их игрой на музыкальных инструментах и талантливую сыгранность (во всех смыслах). Студенты и преподаватели не только поделились впечатлениями, мнениями и оценками, но и засыпали коллектив НХТ вопросами, а в ответ получили живой отклик — по-настоящему заинтересованные, эмоциональные и вовлеченные ответы: чувствовалось, насколько трепетно актеры относятся к материалу и тому, что делают, насколько соотносят это со своим мировоззрением и проживают (и речь здесь не о действе на сцене, хотя и о нем тоже, а о внутренней работе над важнейшими смыслами далеко за ее пределами).
— Благодаря лаборатории появилась возможность напрямую пообщаться с актёрами и создателями спектакля, поделиться своими впечатлениями и эмоциями, задать вопросы, вместе обсудить интересные моменты. Важно то, что во время обсуждения возникает живое общение между зрителями и актёрами, происходит обмен эмоциями, между нами стираются границы, и ты становишься участником этого театрального процесса, — делится впечатлениями студентка ЮУрГУ Валерия Кобылина.
Зрители узнали об истории создания спектакля, о “тернистом пути” к Чехову, услышали забавные истории из жизни НХТ и поняли некоторые принципы театральной “кухни”, например, в чем заключается работа завлита (заведующего литературной частью), как формируется репертуар и составляется фестивальная программа. Конечно, подискутировали и об идейной составляющей литературной первоосновы, постановки, ее отдельных эпизодов и режиссерских решений. Благодаря спектаклю и коллективному размышлению, каждый будто отряхнулся от суеты и “унес домой на обдумывание” вопрос о смысле жизни — это, пожалуй, самое ценное.
Мероприятие получилось многоформатным: здесь и собственно спектакль, и обсуждение, и выступления приглашенных экспертов (Елены Александровны Селютиной, к.ф.н. доцента ЧГИК; Натальи Львовны Зыховской, д.ф.н. профессора ЮУрГУ), и своеобразная “пресс-конференция” с труппой (хотя непринужденное и теплое общение вряд ли можно назвать так прохладно-официально). Однако разговор в театре невозможен без разговора о театре — в широком смысле, как культурного явления. Поэтому в пролог внедрили еще один формат — сценические опыты (не путать с “Бесами”!).
Опыты — потому что студенты ЮУрГУ, перевоплотившись в лаборантов, погрузили всех присутствующих в пространство лаборатории (театрально-химической) и действительно “нахимичили”. В привычной таблице Менделеева появились новые элементы, как Актерий, Талантий, Прогонум и так далее, а в конце эксперимента провели эффектную химическую реакцию, не умозрительную, а “всамделишную”: с бурлением загадочного фиолетового вещества в колбе, символизирующего эликсир молодости театра. Включили в мини-представление и формат интерактивной игры: зрители сами попробовали трансформировать реквизит и за пару минут придумали более десяти “амплуа” для обычной газеты. И все это для того, чтобы разобраться в особенностях современного театра. Подытожили разговор эксперты, которые рассказали, как в наше время на сцене интерпретируется классика, как меняется актер и зритель и какие ультрасовременные формы обретает театр. Обнаружили, что вполне адекватными становятся модели театров без режиссера, без актеров, без действия — своего рода отсутствие театра как такового! Может быть, такой новаторский взгляд и приведет когда-нибудь настоящего зрителя туда, но пока нам более дорог и любим театр новой художественности: по-хорошему “классический”, с ковриком и актером, но при этом экспериментальный, смелый, ищущий, необычный.
Лирический постскриптум: вообще, в НХТ необычно все: кошка, которая выходит на сцену во время спектакля доигрывать, если действие начинает немного провисать, актеры, которые после основного прогона вылавливают за кулисами своих коллег, клянутся им в вечной дружбе, просят помочь с читкой пьесы, которая очень понравилась — раз, другой — затягивает, уже несколько спектаклей так и родилось из-за “да просто почитаем”, и “Скрипка Ротшильда”, кстати, — один из них.
Практический постскриптум: лаборатория театральной критики — лишь одно из мероприятий Международной филологической ассамблеи, организованной кафедрой русского языка и литературы ЮУрГУ, но первый опыт для начинающих критиков-студентов. Прежде команда участвовала в международном фестивале малых театральных форм “CHELоВЕК театра”, организованном НХТ, а теперь начнет практические занятия по освоению профессии театрального критика под мудрым руководством доцента кафедры к.ф.н. Натальи Николаевны Шлемовой.
Елена Плишкина, Александра Козлова